Организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузовой, легковой транспорт, электротранспорт и автобусы, согласно требованиям Приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 обязаны оформлять путевые листы на водителей. Одним из основных реквизитов путевого листа является отметка о прохождении предрейсового и послерейсового осмотра водителя. Ставить её обязан медработник, деятельность которого строго лицензирована для проведения медосмотров.
- для водителя в размере 3 000 рублей;
- для должностных лиц в размере 5 000 рублей;
- для юридических лиц в размере 30 000 рублей.
- заявление на получение лицензии;
- диплом об образовании медработника;
- квитанция об оплате госпошлины (7 500 рублей);
- свидетельство о регистрации ИП (для индивидуальных предпринимателей) или копия устава, ИНН и ОГРН (для организаций);
- свежая выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- договор аренды помещения или удостоверяющие право собственности на него документы;
- план помещения из БТИ;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о проведённой СЭС проверке помещения.
Из личных документов медработников (в состав кабинета входят 2 штатные единицы: врач и медицинская сестра), помимо диплома по специальности «Лечебное дело», понадобится паспорт и сертификат врача. Также требуется сертификат медицинской сестры. Можно представить копии документов. Обязательно наличие удостоверения, подтверждающего успешно завершённое обучение медика на проведение медосмотра водителей.
- минимальная площадь смотровой комнаты — не менее 12 кв. м., манипуляционной — 5–6 кв. м.;
- площадь комнаты ожидания подбирается из расчёта 0.3 кв. м на одного человека;
- обязательна комната для хранения вспомогательного инвентаря, размещения шкафов для верхней и рабочей одежды;
- высота потолков в смотровой и манипуляционной не менее 2,6 м.;
- в комнатах обязательно должно быть отопление, канализация, холодное и горячее водоснабжение, вытяжная вентиляция;
- допускается искусственное или естественное освещение кабинета медработника, при этом зона моечной оснащается исключительно искусственным освещением;
- покрытие стен, пола и потолка должно быть гладким, без дефектов, устойчивым к моющим и дезинфицирующим средствам;
- недопустимо повреждение или неустойчивость напольного покрытия, швы и стыки должны быть загерметизированы;
- помещение для работы с пробами оснащается одно- или двухгнёздными раковинами (в зависимости от вида проводимых исследований);
- зона раковин и сантехнического оборудования должна быть отделана влагостойкими материалами на высоту не менее 1,5 м от пола и по 20 см в стороны от раковин: чаще всего применяется керамическая плитка;
- кабинет для медицинского осмотра водителей не должен находиться в подвальном или полуподвальном помещении.
Кроме того, обязаны соблюдаться условия по оснащению медкабинета для предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. В обязательный перечень входит:
- медицинский фонендоскоп;
- бактерицидный облучатель;
- термометры;
- приборы для измерения артериального давления;
- медицинские анализаторы паров этанола (2 шт.);
- тест-полоски для выявления наркотических средств в крови.
Невыполнение хоть одного из вышеперечисленных условий по оборудованию и оснащению медицинского кабинета предрейсового и послерейсового медосмотра водителей делает невозможным лицензирование этого вида деятельности.
- Выделить помещение, провести в нём ремонт, оборудовать и оснастить его всем необходимым для проведения медосмотров (согласно требованиям и нормам СанПин).
- Собрать полный пакет документов по помещению, организации и медицинскому персоналу.
- Подать заявку в СЭС на инспектирование объекта и выдачу санитарно-эпидемиологического заключения. Полученное заключение приложить к общему пакету документов.
- Подготовленные документы направить в Росздравнадзор для получения лицензии.
- Подготовиться к приезду комиссии из Росздравнадзора с инспекцией объекта.
- При соблюдении всех условий получить лицензию на проведение медосмотров водителей, затем можно приступать к работе.
Соискатели, впервые лицензирующие данный вид деятельности, уже на этапе подготовки документов сталкиваются со сложностями. Не говоря уже о подготовке помещения для получения СЭЗ — многие с первого раза не проходят проверку объекта, что затягивает сроки выдачи лицензии. Поэтому организации вынуждены обращаться в компании, содействующие получению лицензии на платной основе.
- подготовка документов: 7500–10000 рублей;
- получение санитарно-эпидемиологического заключения: 35000–65000 рублей;
- содействие по подбору и оформлению правоотношений с персоналом необходимой квалификации: 10000–18000 рублей за одного сотрудника.
Также в запланированные траты необходимо внести начисление заработной платы медицинскому персоналу, регулярную закупку тест-полосок, дезинфицирующих средств и СИЗ. В среднем, с учётом содержания собственного медицинского кабинета, они составят от 250 до 300 тысяч рублей ежемесячно в зависимости от масштабов организации.
Срок получения лицензии составляет 45 дней, что критично для организаций, уже занимающихся перевозками. Ведь по закону водители не могут выходить в рейс без медицинского осмотра, а остановка деятельности организации на 45 дней равносильна её банкротству. Это вынуждает руководство искать альтернативные пути проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
7. На территории предприятия устанавливается телематическая станция для проведения медосмотра. Она не требует специализированного помещения и может размещаться вне медицинского кабинета.
8. Сотрудник предприятия с помощью станции самостоятельно снимает физические показатели тела: давление, температуру, уровень этанола в крови и другие.
9. Параллельно медицинским работником удаленно производится идентификация сотрудника и его визуальный осмотр с оценкой физических показателей.
10. При положительном результате выдаётся допуск к работе, подтверждаемый квалифицированной электронной подписью медработника, имеющей одинаковую юридическую силу с «живой» подписью на документе.
- закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;
- Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».
- высокая скорость осмотра: на одного сотрудника в среднем уходит не более одной минуты;
- 100% точность измерения физических показателей обследуемого персонала;
- возможность организации круглосуточного осмотра водителей 365 дней в году без праздников и выходных;
- универсальность методики: удалённый медосмотр подойдёт для транспортных компаний и производств, иных занятых в сфере грузо- и пассажироперевозок организаций;
- не нужно ждать 45 дней для получения лицензии: организовать проведение медицинских осмотров можно в течение нескольких дней;
- отсутствуют регулярные затраты на поддержание работы собственного медицинского кабинета, не нужно искать и обустраивать специальное помещение;
- исключён риск получения штрафа за некорректное ведение медицинской документации или отсутствие осмотра водителей и персонала.